Как перестать стесняться говорить "НЕТ"

Эта статья поможет вам разобраться в причинах сложностей отказывать и начать легче говорить "нет"


ОЛЬГА КУЛЕШОВА

 

Рассказываю эту историю с разрешения клиента.

Парень 24 лет. Прошел путь от зарплаты 200$ к 2 000. В отпуск ездит раз в год, в еде непривередлив. В результате ежемесячно остается 1 000$ для накоплений. И с каждым месяцем эта сумма увеличивается. Естественно, это радостно.

Но. Есть одно "но", которое создает сложности. По своей натуре он добрый и мягкий. И вместе с увеличением накоплений растет число людей, которые просят в долг.

Друг просил постоянно по 150. Возвращал в срок. Потом взял 500... Теперь ни друга, ни денег. Просят дальние родственники, приятели, малознакомые. Те, кто взял много и не вернул, контактов избегают, а при встрече обижаются, что он напоминает о долге. Кому не одолжил- тоже обижаются.

И обратился он с запросом: как перестать стесняться говорить «нет», как отказывать, но чувствовать себя хорошим человеком.

И это только частный случай сложностей сказать "нет". Я касалась этой темы в статье "6 рекомендаций любви к себе".

Сложность говорить "нет" создает человеку проблемы. Приводит к ущемлению своих потребностей и желаний, раздражению на себя, ощущению слабым, вынуждает жить чужой жизнью и проблемами, пустой тратой времени и использованию другими.

 

В чем же причины сложностей сказать "нет"?

 

Страх конфликта

Часто мы не отказываем, чтобы избежать конфликтов и обид, которые могут случиться в последствии.

Как говорила одна моя знакомая, простите за откровенность, мне проще ему дать, чем отказать.

Часто так происходит потому, что не чувствуем себя сильными и уверенными для выигрыша в конфликте. В результате соглашаемся в ущерб своим желаниям и интересам. Потом злимся на себя, на попросившего, что не хватило сил и смелости отказать.

При затянувшемся соглашательстве накапливаются обида, раздражение и злость. Что приводит к стрессу. Научитесь отстаивать свои личные границы. Статья "5 стратегий поведения в конфликте".

 

Потребность в благодарности

Кажется, когда выполним просьбу человека, получим благодарность.

Это не так в 50% случаев. И это факт. Кто-то действительно будет благодарен, а кто-то воспримет, как должное. И вообще он не обязан быть благодарным.

И вот в обиде уже вы. Потому что старались, где-то надрывались, а человек даже не поблагодарил. Или поблагодарил. Но сухо. Не так, как хотели.

Возникает опустошение и разочарование. Ощущение надувательства и использования.

 

Желание быть ценным

Транслируется ложное изобилие.

Мы слишком сфокусированы на других, даем, в чем нуждаются.Тепло, ласку, принятие, помощь, деньги, спасаем от одиночества в праздники и выходные.

Потому что хочется быть важным и ценным. Мы верите, что просто так не любят. Что любовь нужно заслужить, путь к сердцам лежит через благодеяния и что забота о себе равна эгоизму. А хорошие люди эгоистами не бывают.

В результате ставим желания и интересы других выше, чем собственные. И чтобы так жить, приходится подавлять собственные нужды. А чем больше подавляем, тем больше напряжения накапливается. И тем сложнее их осознавать самому и говорить о них окружающим. Как тому, кто ходит с ярлыком "ни в чем не нуждающегося" признаться, что он не всемогущ, хочет радости и удовольствия для себя?

 

Чувство вины

Как часто мучаетесь чувством вины после отказа? Не сильно ведь сложно было, мог бы и помочь. А так будто черствый и равнодушный.

Не исключено, что вас вовлекли в манипуляцию. В которой человеку удалось навязать чувство вины за невыполнение его интересов. Оппонент и сам может не осознавать своей манипуляции. Просто это его рабочая стратегия поведения для получения желаемого.

На другом полюсе вины всегда обида. Неразлучные противоположности, как день и ночь. Оппонент обиделся, вы чувствуете себя виноватым. А проживание вины весьма неприятно. От него хочется освободиться поскорее, а лучше вообще не испытывать. Вот и соглашаемся в ущерб себе. 

 

Плохой человек

Часто люди избегают отказа, чтобы не выглядеть плохим в глазах окружающих.

Ведь плохих не любят. Не знаю за что любят вас, но точно не за безотказность. Безотказность можно использовать, но не любить и не восхищаться.

Хороший вы или плохой человек не определяется частотой выполнения просьб. Во что о себе верите, так вас и воспринимают. 

 

Как говорить «нет»?

Помните, что вы хороший человек

Только вы изнутри определяете, какой вы. И как себя определяете, так в мир и транслируете.

Доказано, что словами информация передается на 7%, голосом на 38%, а на 55% мимикой, жестами и телом. Как себя чувствуете, во что про себя верите, так вас и воспринимают.


Вежливо, но уверенно

Робкому «нет» никто не поверит, и вас постараются дожать.

Поэтому будьте уверены в своем решении. Это прибавит вам твердости.

Особенно, если настойчивым никак не захочется принимать ваш отказ.


Четко понимайте свои желания и потребности

Полезно задавать себе вопрос, а чего на самом деле хочу я?

Если ваши желания не совпадают, вы имеете право выбрать в свою пользу. И это нормально.


Не пускайтесь в долгие объяснения и оправдания

Отказали, коротко пояснили при необходимости.

Иначе почувствуете виноватым, а тогда на этом легко сыграть.

Чем дольше будете объяснять, тем больше будете выглядеть оправдывающимся. Следовательно, виноватым.

 

И помните, всегда рядом будут те, кто с вами не ради выгоды, а ради света вашей души.

 

Получайте уведомления о новых статьях